Сравнительное исследование эффективности распространения информации о пандемии в новых и традиционных СМИ в Китае и Казахстане
DOI:
https://doi.org/10.47344/sdubss.v55i1.005Ключевые слова:
новые медиа, традиционные медиа, COVID-19, Казахстан, Китай.Аннотация
В эпоху постправды эмоции и позиции постепенно начинают преобладать над объективными фактами, становясь основными факторами общественного восприятия. Используя Китай и Казахстан в качестве примеров, данное исследование сравнивает и анализирует различия в эффективности распространения информации о COVID-19 в этих двух странах с помощью новых и традиционных СМИ, основываясь на анкетировании. С помощью количественного контент-анализа и опросов аудитории выяснилось, что в Китае самодеятельные СМИ благодаря оперативности и интерактивности быстро распространяли информацию об эпидемии, но из-за избыточной эмоциональности часть контента способствовала распространению слухов. Традиционные СМИ, несмотря на государственное регулирование и контроль, продемонстрировали большую согласованность и пользовались более высоким уровнем общественного доверия. В Казахстане, в связи с относительной концентрацией ресурсов традиционных СМИ, их авторитет сохранялся на раннем этапе эпидемии, однако фрагментарность и противоречивость информации в самодеятельных СМИ на фоне слабого регулирования ослабили доверие публики к официальной информации. Исследование также показывает, что различия в уровне доверия аудитории к СМИ в двух странах зависят от политической культуры, медиасреды и модели информационного управления: китайская публика институционально больше зависит от традиционных СМИ, тогда как молодежь в Казахстане предпочитает получать разнообразную информацию через трансграничные самодеятельные платформы. Это исследование предлагает новые подходы к сравнительному анализу механизмов коммуникации в условиях постправды в транснациональном контексте и дает рекомендации по оптимизации стратегий информационного управления в условиях чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения.